Тема

Юридическая ответственность за земельные правонарушения

Юридическая ответственность за земельные правонарушения

 

Под земельным правонарушением понимают виновное противоправное деяние, направленное против установленного земельного законодательства, препятствующее осуществлению земельных прав и интересов юридических лиц и граждан, причиняющее вред земле как природному ресурсу, здоровью и имуществу людей, влекущее за собой установленную законом юридическую ответственность.

В качестве субъекта правонарушения может выступить как физическое лицо, так и организация.

Законодательством закреплены четыре основные формы юридической ответственности за земельные правонарушения (обозначены в главе XIII Земельного Кодекса РФ), такие как: дисциплинарная, уголовная, гражданско-правовая, земельно-правовая и административная.

Каждая из этих правовых форм ответственности применяется за совершение соответствующего правонарушения.

Например, дисциплинарная ответственность предусмотрена статьей 75 Земельного кодекса РФ. В соответствии с данной статьей должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, понесут административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на земли, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Уголовная ответственность применяется за преступления и включает в себя самые строгие меры государственного принуждения.

Гражданско-правовая и земельно-правовая ответственность называется также имущественной ответственностью предусмотрена за ущерб, причиненный имуществу граждан и юридических лиц, а также жизни и здоровью людей. В этом случае юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Административная ответственность выражается, как правило, в виде административного штрафа или предупреждения.

Внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части размера штрафов в 2015 году повлекло значительное увеличение общего числа плановых и соответственно, внеплановых проверок. Так же увеличилось число поступивших обращений, жалоб, информаций по факту соблюдения земельного законодательства, материалов проверок, осуществляющих в рамках взаимодействия государственного земельного контроля (надзора) с органами муниципального земельного контроля, а так же административных материалов ОМВД России. Но также повысилась устраняемость нарушений земельного законодательства.

 

Управление Росреестра по Астраханской области информирует