Тема

Народные дружины

 

Астраханцы!

 

      Под эгидой муниципального образования «Город Астрахань» создана и учреждена общественная организация правоохранительной направленности «Народная дружина города Астрахани» целями и задачами, которой является обеспечение охраны общественного порядка на города Астрахани, участие в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, разъяснение гражданам норм поведения в общественных местах.

         Те, кто не равнодушен к проблемам безопасности и правонарушениям на территории нашего города, граждан занимающих активную гражданскую позицию, призываем вступать в ряды Народной дружины города Астрахани.

 

Наши контакты: командир Народной дружины города Астрахани – Хабибулин Виталий Валерьевич, местонахождение дружины – г. Астрахань, пер. Щепной, д. 9, каб. № 1, телефон – 24-05-91, e-mail - ovpo2011@mail.ru.      

 

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

 

Федеральные и региональные законодательные акты, определяющие основные формы и принципы участия граждан в охране общественного порядка на территории Российской Федерации, а также образцы типовых документов по созданию народных дружин

 

 

 

Принят

Государственной Думой

21 марта 2014 года

 

Одобрен

Советом Федерации

26 марта 2014 года

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

 

1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых условий для добровольного участия граждан Российской Федерации (далее также - граждане) в охране общественного порядка.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) участие граждан в охране общественного порядка - оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах;

2) участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести, - оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в поиске лиц, пропавших без вести, жизни и здоровью которых может угрожать опасность или в отношении которых могут совершаться противоправные деяния;

3) внештатный сотрудник полиции - гражданин Российской Федерации, привлекаемый полицией с его согласия к внештатному сотрудничеству;

4) общественное объединение правоохранительной направленности - не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка;

5) народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

6) народный дружинник - гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка;

7) реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в субъекте Российской Федерации (далее также - региональный реестр) - информационный ресурс, содержащий сведения о народных дружинах и об общественных объединениях правоохранительной направленности, созданных на территории субъекта Российской Федерации.

 

Статья 3. Правовая основа участия граждан в охране общественного порядка

 

Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты.

 

Статья 4. Принципы участия граждан в охране общественного порядка

 

Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии с принципами:

1) добровольности;

2) законности;

3) приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;

5) взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

6) недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

Статья 5. Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка

 

1. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.

2. Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.

 

Статья 6. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка

 

1. Органы государственной власти в целях обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка.

2. Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в целях содействия гражданам, участвующим в поиске лиц, пропавших без вести, размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации, в том числе на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах, общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактную информацию координаторов мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести.

 

Статья 7. Реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в субъекте Российской Федерации

 

1. Народные дружины и общественные объединения правоохранительной направленности подлежат включению в региональный реестр.

2. Региональный реестр ведет территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), по месту создания народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности.

3. Внесение в региональный реестр народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности осуществляется при представлении следующих документов:

1) заявление о внесении народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр, подписанное уполномоченным лицом;

2) устав народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности.

4. В региональном реестре должны содержаться следующие сведения:

1) сведения о командире народной дружины или об учредителях общественного объединения правоохранительной направленности;

2) место создания народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности;

3) территория, на которой народная дружина или общественное объединение правоохранительной направленности участвует в охране общественного порядка;

4) дата включения народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр;

5) основание и дата прекращения деятельности народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности.

5. Порядок формирования и ведения регионального реестра определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

 

Глава 2. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ

ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

 

Статья 8. Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам

 

1. В целях содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам граждане вправе:

1) информировать органы внутренних дел (полицию) и иные правоохранительные органы о правонарушениях и об угрозах общественному порядку;

2) участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка по приглашению органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов;

3) участвовать в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов;

4) участвовать в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в органах внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органах, по их приглашению.

2. Граждане вправе оказывать иное содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 9. Участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести

 

1. Граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, вправе принимать участие в поиске лиц, пропавших без вести.

2. Решение вопросов формирования организованных групп, определения маршрута и места предполагаемого поиска, иных вопросов осуществляется гражданами, участвующими в поиске лиц, пропавших без вести, самостоятельно с учетом рекомендаций, полученных от органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Граждане при участии в поиске лиц, пропавших без вести, имеют право:

1) оказывать помощь органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в мероприятиях по поиску лиц, пропавших без вести;

2) получать от органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести;

3) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

4. Граждане при участии в поиске лиц, пропавших без вести, обязаны:

1) не создавать препятствия своими действиями сотрудникам органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов при реализации данными сотрудниками своих полномочий по поиску лиц, пропавших без вести;

2) сообщать сотрудникам органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию о фактах, имеющих значение для поиска лиц, пропавших без вести;

3) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

 

Статья 10. Внештатное сотрудничество с полицией

 

1. Граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, могут привлекаться к внештатному сотрудничеству с полицией.

2. Привлечение граждан в качестве внештатных сотрудников полиции к участию в охране общественного порядка, а также по другим направлениям деятельности полиции осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

3. Внештатными сотрудниками полиции не могут быть граждане:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

3) ранее осужденные за умышленные преступления;

4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню привлечения к внештатному сотрудничеству с полицией, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;

9) не соответствующие требованиям к состоянию здоровья внештатных сотрудников полиции, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;

10) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

4. Внештатные сотрудники полиции могут быть исключены из числа внештатных сотрудников полиции в следующих случаях:

1) на основании личного заявления внештатного сотрудника полиции;

2) при наступлении обстоятельств, указанных в части 3 настоящей статьи;

3) в связи с неоднократным невыполнением предъявляемых к внештатным сотрудникам полиции требований или фактическим самоустранением внештатного сотрудника полиции от выполнения возложенных на него обязанностей;

4) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации;

5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Внештатные сотрудники полиции при участии в охране общественного порядка имеют право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

3) знакомиться с документами, определяющими правовое положение внештатного сотрудника полиции, а также получать в установленном порядке информацию, необходимую для участия в охране общественного порядка;

4) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обязанностей в сфере охраны общественного порядка;

5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

6. Внештатные сотрудники полиции при участии в охране общественного порядка обязаны:

1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;

2) выполнять распоряжения уполномоченных сотрудников полиции, отданные в установленном порядке и не противоречащие законодательству Российской Федерации;

3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

4) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;

5) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение, образец и порядок выдачи которого устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. За противоправные действия при участии в охране общественного порядка внештатные сотрудники полиции несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

8. Действия внештатных сотрудников полиции, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

9. Внештатные сотрудники полиции вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

10. Финансовое обеспечение расходов, связанных с деятельностью внештатных сотрудников полиции, и материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляются за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание органов внутренних дел.

 

Статья 11. Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности

 

1. Граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, вправе участвовать в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, создаваемых ими по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы в форме органа общественной самодеятельности без образования юридического лица.

2. Общественные объединения правоохранительной направленности могут участвовать в охране общественного порядка по месту их создания только после внесения в региональный реестр.

3. Основными направлениями деятельности общественных объединений правоохранительной направленности являются:

1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений;

3) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

4. Решения о создании общественных объединений правоохранительной направленности принимаются гражданами на общем собрании по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлена необходимость уведомления органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации общественных объединений правоохранительной направленности определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" с учетом положений настоящего Федерального закона.

6. Не могут быть учредителями или участниками общественного объединения правоохранительной направленности граждане:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

3) ранее осужденные за умышленные преступления;

4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

8) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

7. Общественные объединения правоохранительной направленности при участии в охране общественного порядка имеют право в пределах территории, на которой они созданы:

1) информировать органы внутренних дел (полицию) и иные правоохранительные органы о правонарушениях и об угрозах общественному порядку;

2) оказывать содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам при их обращении в мероприятиях по охране общественного порядка;

3) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

8. Общественные объединения правоохранительной направленности при участии в охране общественного порядка обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также нормы, предусмотренные их учредительными документами.

9. Организации, в которых созданы общественные объединения правоохранительной направленности по месту работы или учебы граждан, в пределах своей компетенции могут предоставлять участникам этих объединений льготы и компенсации за счет собственных средств.

 

Глава 3. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНЫХ ДРУЖИН

 

Статья 12. Создание и организация деятельности народных дружин

 

1. Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлена необходимость уведомления органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации это не отнесено к полномочиям представительных органов внутригородских муниципальных образований). При этом на одной территории, как правило, может быть создана только одна народная дружина.

3. Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр.

4. Народные дружины действуют в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также уставом народной дружины.

5. Народные дружины решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.

6. Основными направлениями деятельности народных дружин являются:

1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;

3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

7. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" с учетом положений настоящего Федерального закона.

8. Не могут быть учредителями народных дружин граждане:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

3) ранее осужденные за умышленные преступления;

4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню создания народной дружины, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;

9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

9. Создание народных дружин при политических партиях, религиозных объединениях, а также создание и деятельность политических партий и религиозных объединений в народных дружинах запрещены.

 

Статья 13. Руководство деятельностью народных дружин

 

1. Руководство деятельностью народных дружин осуществляют командиры народных дружин, избранные членами народных дружин по согласованию с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - с органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации это не отнесено к полномочиям внутригородских муниципальных образований), территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления могут создаваться координирующие органы (штабы), порядок создания и деятельности которых определяется законами субъектов Российской Федерации.

 

Статья 14. Порядок приема в народные дружины и исключения из них

 

1. В народные дружины принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников.

2. В народные дружины не могут быть приняты граждане:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

3) ранее осужденные за умышленные преступления;

4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;

9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

3. Народные дружинники могут быть исключены из народных дружин в следующих случаях:

1) на основании личного заявления народного дружинника;

2) при наступлении обстоятельств, указанных в части 2 настоящей статьи;

3) при совершении народным дружинником, участвующим в охране общественного порядка, противоправных действий либо бездействии, повлекших нарушение прав и свобод граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

4) в связи с неоднократным невыполнением народным дружинником требований устава народной дружины либо фактическим самоустранением от участия в ее деятельности;

5) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.

 

Статья 15. Подготовка народных дружинников

 

Народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

 

Статья 16. Удостоверение и форменная одежда народных дружинников

 

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику народного дружинника. Образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительной символики народного дружинника устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

2. Запрещается использование удостоверения народного дружинника, ношение форменной одежды либо использование отличительной символики народного дружинника во время, не связанное с участием в охране общественного порядка.

 

Статья 17. Права народных дружинников

 

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обязанностей в сфере охраны общественного порядка;

4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

2. Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

 

Статья 18. Обязанности народных дружинников

 

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:

1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;

2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;

3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;

5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;

6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;

7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.

2. Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.

 

Статья 19. Общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы

 

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Перед применением физической силы народный дружинник обязан сообщить лицу, в отношении которого предполагается ее применение, что он является народным дружинником, предупредить о своем намерении и предоставить данному лицу возможность для прекращения действий, угрожающих жизни и здоровью народного дружинника или иных лиц.

3. Народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или народного дружинника либо может повлечь иные тяжкие последствия.

4. Народный дружинник при применении физической силы действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления.

5. Народный дружинник обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, первую помощь, а также в случае необходимости принять меры по обеспечению оказания ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

6. О применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины, который не позднее трех часов с момента ее применения информирует об этом соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. Народным дружинникам при участии в охране общественного порядка запрещается применять физическую силу для пресечения правонарушений, за исключением случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.

 

Статья 20. Ответственность народных дружинников

 

1. За противоправные действия народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

2. Действия народных дружинников, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Статья 21. Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин

 

1. Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.

 

Статья 22. Взаимодействие народных дружин с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами

 

1. Планы работы народных дружин, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников подлежат согласованию с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - с органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации это не отнесено к полномочиям внутригородских муниципальных образований), территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иными правоохранительными органами.

2. Порядок взаимодействия народных дружин с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами определяется совместным решением народных дружин, органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации это не отнесено к полномочиям внутригородских муниципальных образований), территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иных правоохранительных органов.

 

Статья 23. Особенности создания и деятельности народных дружин из числа членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации

 

1. Положения настоящего Федерального закона распространяются на деятельность народных дружин из числа членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее - казачье общество), с учетом особенностей, указанных в настоящей статье и Федеральном законе от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества".

2. Назначение командиров народных дружин из числа членов казачьих обществ осуществляется атаманами окружных (отдельских) казачьих обществ по согласованию с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - с органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации это не отнесено к полномочиям внутригородских муниципальных образований), территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

3. Народные дружинники из числа членов казачьих обществ выполняют обязанности по охране общественного порядка в форменной одежде, установленной для членов соответствующего казачьего общества, с использованием символики народного дружинника.

4. Планы работы народных дружин из числа членов казачьих обществ, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников из числа членов казачьих обществ согласовываются с атаманами окружных (отдельских) казачьих обществ, органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - с органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации это не отнесено к полномочиям внутригородских муниципальных образований), территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иными правоохранительными органами.

5. В качестве дополнительных источников финансирования народных дружин из числа членов казачьих обществ, их материально-технического обеспечения могут использоваться средства казачьих обществ.

 

Статья 24. Надзор и контроль за деятельностью народных дружин

 

1. Надзор за исполнением народными дружинами законов осуществляет прокуратура Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

2. В случае приобретения народными дружинами прав юридического лица контроль за соответствием их деятельности уставным целям осуществляется органом, принимающим решение о государственной регистрации общественных объединений, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

3. Контроль за деятельностью народных дружин, указанной в части 6 статьи 12 настоящего Федерального закона, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Глава 4. ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАРОДНЫХ ДРУЖИННИКОВ

И ВНЕШТАТНЫХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

 

Статья 25. Гарантии правовой защиты народных дружинников и внештатных сотрудников полиции

 

1. Народные дружинники и внештатные сотрудники полиции при исполнении обязанностей народного дружинника или внештатного сотрудника полиции находятся под защитой государства. Их законные требования о прекращении противоправных действий обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами.

2. Никто не вправе принуждать народных дружинников или внештатных сотрудников полиции исполнять обязанности, которые не возложены на них настоящим Федеральным законом. При получении указаний, противоречащих законодательству Российской Федерации, народные дружинники или внештатные сотрудники полиции обязаны руководствоваться настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 26. Материальное стимулирование, льготы и компенсации народных дружинников и внештатных сотрудников полиции

 

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут предоставлять народным дружинникам во время исполнения обязанностей народного дружинника проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территории муниципального образования.

3. Народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней.

4. Народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции может выплачиваться вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших.

5. Внештатные сотрудники полиции за активное содействие органам внутренних дел (полиции), оказание помощи полиции в выполнении возложенных на нее обязанностей могут поощряться в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, устанавливать дополнительные льготы и компенсации для народных дружинников, гарантии правовой и социальной защиты членов семей народных дружинников в случае гибели народного дружинника в период участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, а также использовать иные формы их материальной заинтересованности и социальной защиты, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

7. Порядок предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления народным дружинникам льгот и компенсаций устанавливается законами субъектов Российской Федерации.

 

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 27. Приведение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом

 

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

 

Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

 

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

2 апреля 2014 года

N 44-ФЗ

 

 

 

 

Закон Астраханской области
от 17 декабря 2014 г. N 87/2014-ОЗ
"Об отдельных вопросах правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка на территории Астраханской области"

 

 

Принят Думой Астраханской области 9 декабря 2014 года

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - Федеральный закон "Об участии граждан в охране общественного порядка") регулирует отдельные отношения, связанные с участием граждан Российской Федерации (далее - граждане) в охране общественного порядка в составе народных дружин, образованных на территории Астраханской области.

 

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе

Понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в федеральном законодательстве.

 

Статья 3. Удостоверение народного дружинника

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника (далее - удостоверение).

2. Выдача, учет, замена удостоверения осуществляются командиром народной дружины либо уполномоченным им иным членом народной дружины.

3. Изготовление и оформление удостоверений осуществляется в соответствии с описанием и образцом согласно приложению 1 к настоящему Закону.

4. Удостоверение подписывается командиром народной дружины, заверяется печатью народной дружины (при наличии) и выдается народному дружиннику под роспись в журнале учета и выдачи удостоверений (далее - журнал).

5. В журнал включаются следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), статус в народной дружине лица, выдавшего удостоверение;

2) номер и дата выдачи удостоверения;

3) фамилия, имя, отчество (при наличии) народного дружинника, которому выдано удостоверение;

4) подпись народного дружинника, которому выдано удостоверение;

5) дата и причина возврата удостоверения.

6. Журнал должен быть пронумерован, прошит (прошнурован), скреплен подписью командира народной дружины и печатью народной дружины (при наличии).

7. Замена удостоверения производится в случаях:

1) изменения фамилии, имени или отчества народного дружинника;

2) установления неточностей или ошибочности произведенных в удостоверении записей;

3) непригодности для пользования (порчи);

4) утери.

8. Замена удостоверения осуществляется на основании заявления народного дружинника о выдаче нового удостоверения (далее в настоящей статье - заявление), которое подается на имя командира народной дружины. В заявлении указываются причины замены удостоверения, предусмотренные частью 7 настоящей статьи.

9. В случаях, предусмотренных пунктами 12 части 7 настоящей статьи, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие факт изменения фамилии, имени или отчества народного дружинника либо наличия неточностей (ошибочности) произведенных в удостоверении записей.

10. В случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 7 настоящей статьи, новое удостоверение выдается при условии возврата ранее выданного удостоверения.

11. Удостоверение подлежит возврату командиру народной дружины либо уполномоченному им иному члену народной дружины при исключении народного дружинника из народной дружины.

 

Статья 4. Отличительная символика народного дружинника

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны использовать отличительную символику народного дружинника, изготовленную в соответствии с описанием и образцом согласно приложению 2 к настоящему Закону.

 

Статья 5. Порядок создания и деятельности Областного и муниципальных штабов народных дружин

1. В целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин Правительством Астраханской области, местными администрациями муниципальных образований Астраханской области могут создаваться соответственно Областной штаб народных дружин и муниципальные штабы народных дружин (далее - штабы народных дружин).

2. Штабы народных дружин осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми соответственно Правительством Астраханской области и местными администрациями муниципальных образований Астраханской области с учетом положений настоящей статьи.

3. Штаб народной дружины создается в составе начальника штаба, его заместителя и иных членов штаба народной дружины. Руководство деятельностью штаба народной дружины осуществляет начальник штаба.

4. В состав штаба народной дружины могут входить представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, общественных объединений правоохранительной направленности, командиры народных дружин.

Состав штаба народной дружины утверждается соответственно Правительством Астраханской области или местной администрацией муниципального образования Астраханской области.

5. Областной штаб народных дружин:

1) координирует деятельность муниципальных штабов народных дружин;

2) анализирует и обобщает информацию о результатах работы народных дружин на территории Астраханской области;

3) разрабатывает предложения, направленные на повышение эффективности взаимодействия народных дружин с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области по вопросам охраны общественного порядка;

4) оказывает методическую помощь муниципальным штабам народных дружин в организации их работы;

5) осуществляет иные функции в соответствии с положением, указанным в части 2 настоящей статьи.

6. Муниципальный штаб народных дружин:

1) координирует деятельность народных дружин, созданных на территории соответствующего муниципального образования;

2) анализирует и обобщает информацию о результатах работы народных дружин, созданных на территории соответствующего муниципального образования;

3) организует взаимодействие народных дружин, созданных на территории соответствующего муниципального образования, с органами местного самоуправления данного муниципального образования, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе по вопросам разработки и согласования планов работы народных дружин;

4) разрабатывает предложения по совершенствованию работы народных дружин, улучшению их материально-технического и финансового обеспечения;

5) осуществляет иные функции в соответствии с положением, указанным в части 2 настоящей статьи.

7. Заседания штаба народной дружины проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.

Заседание штаба народной дружины считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов штаба народной дружины.

8. Решения штаба народной дружины принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов штаба народной дружины путем открытого голосования. При равенстве голосов голос начальника штаба народной дружины является решающим.

9. Решение штаба народной дружины оформляется протоколом и подписывается начальником штаба либо его заместителем, председательствовавшим на соответствующем заседании штаба народной дружины.

 

Статья 6. Единовременные пособия в случаях причинения тяжкого вреда здоровью или смерти (гибели) народного дружинника

1. Народному дружиннику в случае причинения тяжкого вреда его здоровью при исполнении им обязанностей по охране общественного порядка в составе народной дружины в порядке, установленном настоящей статьей, выплачивается единовременное пособие в размере 20 000 рублей за счет средств бюджета Астраханской области.

2. В случае гибели народного дружинника при исполнении им обязанностей по охране общественного порядка в составе народной дружины либо смерти народного дружинника вследствие телесного повреждения либо иного вреда его здоровью, причиненного при исполнении указанных обязанностей, проживающим совместно с ним супругу (супруге), родителям, детям в возрасте до 18 лет, а также детям в возрасте до 23 лет, обучающимся в образовательных организациях по очной форме обучения, выплачивается единовременное пособие в размере 100 000 рублей в равных долях за счет средств бюджета Астраханской области в порядке, установленном настоящей статьей.

3. Для получения единовременного пособия, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, народный дружинник не позднее шести месяцев со дня причинения тяжкого вреда его здоровью представляет в исполнительный орган государственной власти Астраханской области, уполномоченный Правительством Астраханской области (далее - уполномоченный орган), следующие документы:

1) заявление о предоставлении единовременного пособия по форме, установленной уполномоченным органом;

2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность народного дружинника;

3) копию удостоверения или заверенную народной дружиной копию решения о включении народного дружинника в состав данной народной дружины;

4) медицинское заключение медицинской организации о причинении тяжкого вреда здоровью народного дружинника.

4. Для получения соответствующей доли единовременного пособия, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, лица, указанные в части 2 настоящей статьи, не позднее двух месяцев со дня гибели (смерти) народного дружинника представляют в уполномоченный орган следующие документы:

1) заявление о предоставлении единовременного пособия по форме, установленной уполномоченным органом;

2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность лица, указанного в части 2 настоящей статьи;

3) копию удостоверения или заверенную народной дружиной копию решения о включении народного дружинника в состав данной народной дружины;

4) документ, подтверждающий родственные отношения с народным дружинником (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда об усыновлении (удочерении);

5) справка об обучении в образовательной организации (для детей народного дружинника в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения);

6) свидетельство о смерти народного дружинника либо вступившее в законную силу решение суда об объявлении народного дружинника умершим;

7) документ, подтверждающий причинение народному дружиннику телесного повреждения либо иного вреда его здоровью, повлекшего смерть (в случае смерти народного дружинника, наступившей вследствие телесного повреждения либо иного вреда его здоровью, причиненного при исполнении им обязанностей по охране общественного порядка в составе народной дружины).

5. От имени детей народного дружинника, не достигших возраста 18 лет, документы, указанные в части 4 настоящей статьи, представляет один из его родителей или законных представителей.

6. Документы, предусмотренные пунктами 24 части 3пунктами 24 - 7 части 4 настоящей статьи, представляются народным дружинником, лицом, указанным в части 2 настоящей статьи (далее - заявитель), в копиях с одновременным представлением оригиналов или копий, заверенных нотариусом или их выдавшими должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, организаций.

Документы, предусмотренные частями 34 настоящей статьи, могут направляться заявителем в уполномоченный орган по почте заказным письмом. В этом случае копии документов, предусмотренных пунктами 24 части 3пунктами 24 - 7 части 4настоящей статьи, должны быть нотариально заверены.

Документы, предусмотренные частями 34 настоящей статьи, могут направляться заявителем в уполномоченный орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

7. Документы, предусмотренные частями 34 настоящей статьи, представленные заявителем лично не в полном объеме, не рассматриваются и в течение двух рабочих дней со дня их представления возвращаются гражданину лично либо по почте заказным письмом с уведомлением о причинах их возврата.

В случае направления заявителем в уполномоченный орган документов, предусмотренных частями 34 настоящей статьи, по почте либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не в полном объеме, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня получения данных документов обязан уведомить заявителя об отказе в рассмотрении представленных документов в форме, аналогичной форме направления указанных документов.

8. Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня представления документов, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, направляет межведомственный запрос в уполномоченные государственные органы о представлении следующих сведений:

1) о включении соответствующей народной дружины в реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в Астраханской области;

2) об участии народного дружинника в охране общественного порядка в составе народной дружины в момент причинения тяжкого вреда его здоровью.

9. Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня представления документов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, направляет межведомственный запрос в уполномоченные государственные органы о представлении следующих сведений:

1) о включении соответствующей народной дружины в реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в Астраханской области;

2) об участии народного дружинника в охране общественного порядка в составе народной дружины в момент его гибели или причинения ему телесного повреждения либо иного вреда его здоровью, повлекшего смерть народного дружинника;

3) о лицах, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства народного дружинника.

10. Лица, указанные в части 2 настоящей статьи, вправе представить документы, указанные в пункте 3 части 9 настоящей статьи, по собственной инициативе.

11. Решение о предоставлении единовременного пособия (его доли) или об отказе в предоставлении единовременного пособия (его доли) принимается правовым актом уполномоченного органа в течение 20 рабочих дней со дня представления документов, предусмотренных частями 3настоящей статьи.

12. Основаниями для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении единовременного пособия (его доли) являются:

1) несоответствие заявителя категориям получателей единовременного пособия, установленным частями 12 настоящей статьи;

2) несоблюдение установленных абзацем первым части 3абзацем первым части 4 настоящей статьи сроков представления документов для получения единовременного пособия (его доли);

3) представление заявителем предусмотренных частями 34 настоящей статьи документов, содержащих заведомо ложные и (или) недостоверные сведения;

4) установление факта причинения тяжкого вреда здоровью народного дружинника, его гибели или причинения ему телесного повреждения либо иного вреда его здоровью, повлекшего смерть народного дружинника, не связанного с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка в составе народной дружины.

13. Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении единовременного пособия (его доли) или об отказе в предоставлении единовременного пособия (его доли) уведомляет в письменной форме заявителя о принятом решении.

14. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении единовременного пособия (его доли) перечисляет соответствующие денежные средства народному дружиннику, лицу, указанному в части 2 настоящей статьи, на расчетный счет, открытый им в кредитной организации.

 

Статья 7. Порядок предоставления органами местного самоуправления народным дружинникам льгот и компенсаций

1. В случае принятия органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области решения о предоставлении народным дружинникам льгот и компенсаций соответствующие муниципальные нормативные правовые акты должны устанавливать перечень документов, необходимых для предоставления льгот, компенсаций, основания для отказа в их предоставлении, а также сроки рассмотрения вопроса об их предоставлении, уведомления народных дружинников о принятом решении с учетом положений настоящей статьи.

2. Срок рассмотрения вопроса о предоставлении уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Астраханской области льготы (компенсации) не может превышать 20 рабочих дней со дня представления народным дружинником документов, необходимых для предоставления данной льготы (компенсации).

3. Срок уведомления народного дружинника о принятом уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Астраханской области решении о предоставлении или об отказе в предоставлении льготы (компенсации) не может превышать 3 рабочих дней со дня принятия данного решения.

 

Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

 

Губернатор Астраханской области

                                     А.А. Жилкин

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Начальнику ОМВД России по

____________________ району

__________________________

__________________________

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Решением собрания _____наименование совещательного органа____ утвержден Устав народной дружины _____________________________ (протокол № ___ от __________). Распоряжением (постановлением) совета муниципального образования ______________ № ___ от __________ установлены границы деятельности народной дружины в пределах территории __________________________________.

На основании изложенного прошу Вас включить народную дружину ____ ____________________________ в региональный реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности Астраханской области.

 

Приложение:      1. Устав народной дружины ____________ на  ___листах.

                             2. Распоряжение (постановление) совета муниципального образования ______________ № ___ от __________.

 

 

 

 

Дата, подпись уполномоченного лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

БЛАНК РЕШЕНИЯ (РАСПОРЯЖЕНИЯ, ПОСТАНОВЛЕНИЯ)

СОВЕТА

муниципального образования _____________________________

 

 

 

дата______                                                                                                  № _____

 

Об установлении границ деятельности народной дружины ______________________

 

 

Руководствуясь Уставом муниципального образования ________________, Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», Уставом народной дружины ______ _____________________________,

 

РЕШИЛ (ПОСТАНОВЛЯЮ):

 

1. Установить границы деятельности  народной дружины ______________ ______________________ на территории муниципального образования _______ ___________________, а именно (перечисление поселений, входящих в указанную территорию).

2. Настоящее решение (постановление, распоряжение) вступает в силу с ____________.

 

 

 

Должность, подпись главы муниципального образования.

 

 

 

 

УСТАВ

             общественной организации «Народная дружина города Астрахани»

 

 

УТВЕРЖДЕН

      учредительным общим собранием общественной организации «Народная дружина города Астрахани»

 

протокол № 1 от 26 марта 2015 года

 

  1. Общие положения

1.1. Общественная организация «Народная дружина города Астрахани»

(далее по тексту - "Дружина") создается на добровольной основе в соответствии с Федеральным законом 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 31.07.2014 № 172 « Об установлении границы территории, на которой создается народная дружина в городе Астрахани», для усиления общественного порядка, профилактики и борьбы с правонарушениями на территории по месту создания народной дружины.

1.2. Дружина является добровольным общественным объединением граждан и решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными и иными органами и общественными объединениями граждан на основе принципов добровольности, законности, гуманности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

1.3. В своей работе Дружина руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», Законом Астраханской области от 17.12.2014 № 87/2014-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка на территории Астраханской области», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Астраханской области и муниципальными правовыми актами.

1.4. В Дружину принимаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории муниципального образования «Город Астрахань», достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим личным и деловым качествам оказывать содействие правоохранительным органам в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, раскрытии преступлений.

1.5. Полное наименование Дружины: Общественная организация «Народная дружина города Астрахани». Сокращенное наименование: народная дружина города Астрахани.

1.6. Противодействие законной деятельности народных дружинников, посягательство на жизнь, здоровье, достоинство в связи с их деятельностью по охране общественного порядка влекут за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.7. Руководство деятельностью Дружины осуществляет командир Дружины, избранный членами Дружины по согласованию с органами местного самоуправления муниципального образования «Город Астрахань» и УМВД России по Астраханской области.

2. Основные задачи Дружины

2.1. Основными задачами Дружины являются содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка, участие в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

2.2. Народные дружинники совместно с сотрудниками органов внутренних дел и иных правоохранительных органов выполняют следующие возложенные на них задачи:

2.2.1. Участвуют в обеспечении правопорядка в общественных местах, в том числе при проведении массовых общественно-политических, спортивных и культурно-зрелищных мероприятий.

2.2.2. Участвуют в мероприятиях по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений.

2.2.3. Осуществляют взаимодействие и оказывают содействие в работе антитеррористических комиссий.

2.2.4. Принимают участие в организации помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, а также находящимся в беспомощном состоянии.

2.2.5. Участвуют в поддержании общественного порядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях.

2.2.6. Участвуют в поиске лиц, пропавших без вести.

2.2.7. Участвуют в иных мероприятиях, связанных с охраной общественного порядка.

3. Права и обязанности Дружины:

3.1. Оперативное руководство работой дружинников осуществляет командир Дружины.

3.2. Командир Дружины:

3.2.1. Планирует работу Дружины, разрабатывает мероприятия по взаимодействию с УМВД России по городу Астрахань, совершенствованию её деятельности, распределяет силы дружины по территории и направлению её деятельности, организует подготовку дружинников.

3.2.2. Проводит набор личного состава Дружины, определяет совместные маршруты патрулирования и посты с сотрудниками полиции.

3.2.3. Проверяет деятельность Дружины, принимает меры к устранению выявленных недостатков.

3.2.4. Доводит до сведения членов Дружины действующие законодательные акты, приказы, распоряжения, и другие нормативные документы по охране общественного порядка и организует их выполнение согласно компетенции.

3.2.5. Поддерживает личную связь с правоохранительными органами, органами местного самоуправления, получает от них необходимую информацию и на ее основе ставит задачу членам Дружины.

3.2.6. Контролирует правомерность действий членов Дружины в период несения дежурства.

3.2.7. Ведет табельный учет выхода дружинников на дежурство.

3.2.8. Не реже одного раза в год отчитывается о проделанной работе перед дружинниками, органами местного самоуправления, вносит предложения по вопросам организации работы Дружины.

3.2.9. Ходатайствует перед органами местного самоуправления, руководителями предприятий, учреждений, организаций, юридическими лицами и УМВД России по городу Астрахань о поощрении наиболее отличившихся дружинников.

3.2.10. Планирует работу Дружины, инструктирует дружинников и контролирует их деятельность, ведет учет результатов работы Дружины, готовит для обсуждения на собрании дружинников вопросы организации и деятельности дружины.

3.3. Права дружинника:

3.3.1. Требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния.

3.3.2. Принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения преступления (правонарушения) с последующей передачей их сотрудникам полиции.

3.3.3. Оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" обязанностей в сфере охраны общественного порядка.

3.3.4. Применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка".

3.4. Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

3.5. Обязанности дружинника:

3.5.1. Знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка.

3.5.2. При объявлении сбора Дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке.

3.5.3. Соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций.

3.5.4. Принимать меры по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений.

3.5.5. Выполнять требования уполномоченных сотрудников правоохранительных органов не противоречащие законодательству Российской Федерации.

3.5.6. Оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях, заболеваниях и других состояниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и навыков.

3.5.7. Иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.

4. Порядок и условия формирования Дружины, исключение из Дружины.

4.1. Членами Дружины могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, которые изъявили желание принять участие в работе Дружины. Прием в члены Дружины производится на основании письменного заявления.

4.2. В члены Дружины не могут быть приняты граждане:

4.2.1. Имеющие неснятую или непогашенную судимость.

4.2.2. В отношении которых осуществляется уголовное преследование.

4.2.3. Ранее осужденные за умышленные преступления.

4.2.4. Включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

4.2.5. В отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

4.2.6. Страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом.

4.2.7. Признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу.

4.2.8. Подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в Дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения.

4.2.9. Имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

4.3. Дружина формируется на организационном собрании лиц, желающих вступить в Дружину.

4.4. Прием в Дружину производится на строго добровольных началах в индивидуальном порядке, на общем собрании дружинников или заседании штаба Дружины, на основании личного заявления.

4.5. Командир Дружины вручает дружиннику удостоверение дружинника и отличительный знак (нарукавную повязку) в соответствии с порядком, установленным Законом Астраханской области от 17.12.2014 № 87/2014-ОЗ.

4.8. Народные дружинники могут быть исключены из Дружины в следующих случаях:

4.8.1. На основании личного заявления народного дружинника.

4.8.2. При наступлении обстоятельств, указанных в п. 4.2 настоящего Устава.

4.8.3. При совершении народным дружинником, участвующим в охране общественного порядка, противоправных действий либо при бездействии, повлекших нарушение прав и свобод граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций.

4.8.4. В связи с неоднократным невыполнением народным дружинником требований настоящего Устава либо фактическим самоустранением от участия в деятельности Дружины.

4.8.5. В связи с прекращением гражданства Российской Федерации.

5. Символика и атрибутика Дружины

   5.1. Дружина вправе иметь свою эмблему, печать, штампы, бланки и другие реквизиты, необходимые для его деятельности.

5.2. Дружина может иметь свою символику и атрибутику в соответствии с действующим законодательством установленных образцов.

5.3. Не допускается использование в работе народной дружины символики и атрибутики, отличной от утвержденной.

5.4. Использование символики и атрибутики Дружины лицами, в ней не состоящими, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6. Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин

6.1. Материально-техническое обеспечение деятельности Дружины осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

6.2. Органы государственной власти Астраханской области, органы местного самоуправления муниципального образования «Город Астрахань» могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности Дружины, предоставлять Дружине помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления ее деятельности.

7. Ответственность народных дружинников

7.1. За противоправные действия народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

7.2. Действия народных дружинников, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

8. Заключительные положения

8.1. Действие настоящего Устава распространяется на весь период деятельности Дружины.

8.2. Изменения и дополнения к Уставу утверждаются на общем собрании общественной организации «Народная дружина города Астрахани» и подлежат государственной регистрации.

8.3. Государственная регистрация изменений и дополнений к Уставу осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

8.4. Изменения и дополнения к Уставу вступают в силу с момента их государственной регистрации.

 

 

 

 

 

 

                                                      СОГЛАШЕНИЕ

 об участии в охране общественного порядка в городе Астрахани

 

Астрахань                                                              «01» июля 2015 года

 

Общественная организация «Народная дружина города Астрахани» (далее – Народная дружина), в лице командира Хабибулина Виталия Валерьевича, действующего на основании Устава общественной организации «Народная дружина города Астрахани» от 26 марта 2015 года, с одной стороны, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Астрахань (далее – УМВД), в лице начальника Веселовского Алексея Александровича, действующего на основании Положения об управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Астрахань, и администрация муниципального образования «Город Астрахань» (далее – Администрация), в лице главы администрации муниципального образования «Город Астрахань» Полумордвинова Олега Анатольевича с другой стороны, действующего на основании Устава муниципального образования «Город Астрахань», руководствуясь Федеральным законом от 7 февраля 2011 года        № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.

 

  1. Предмет настоящего Соглашения

 

Предметом настоящего Соглашения является определение порядка взаимодействия Народной дружины с УМВД и Администрацией при выполнении мероприятий по охране общественного порядка на территории           города Астрахани в соответствии с действующим законодательством.

 

2. Обязательства Народной дружины

 

  1. Народная дружина обязуется:

- содействовать органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

- участвовать в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;

- участвовать в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

- распространять правовые знания и разъяснять нормы поведения в общественных местах.

2.1.1. Совместно с УМВД и Администрацией разрабатывать ежеквартальные планы работы Народной дружины по проведению мероприятий по охране общественного порядка (далее - Планы), место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников.

  1. По заявке УМВД обеспечивать выделение необходимого количества народных дружинников в соответствии с Планами.
  2. Осуществлять контроль за работой народных дружинников, контролировать наличие у народных дружинников удостоверений народного дружинника и отличительной символики народного дружинника установленного образца, прохождение ими подготовки к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи.
  3. Сообщать в органы внутренних дел (полицию) и иные правоохранительные органы о ставших известными правонарушениях и об угрозах общественного порядка.
  4. Вести отчетность участия народных дружинников в мероприятиях по охране общественного порядка (табель учета работы народных дружинников, результаты работы народных дружинников) и представлять ее в  штаб, созданный Администрацией, после согласования с УМВД.
  5. Согласовать формы отчетности с Администрацией и УМВД.
  6. По истечении срока действия настоящего Соглашения и (или) при расторжении настоящего Соглашения обеспечить возврат Администрации в случае предоставления ею нежилого помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления деятельности Народной дружины.
  1. Обязательства УМВД

 

3.1.1.УМВД обязуется:

  1. Обеспечить постоянное взаимодействие входящих в структуру УМВД подразделений полиции с Народной дружиной и штабом по координации деятельности народных дружин на территории муниципального образования «Город Астрахань», созданным Администрацией.
  2.  Согласовывать кандидатуру командира Народной дружины.
  3. Согласовывать Планы, место и время мероприятий по охране общественного порядка, количество привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников, а также отчетность участия народных дружинников в мероприятиях по охране общественного порядка не позднее пяти рабочих дней после поступления документов на согласование. Оказывать содействие в подготовке Планов и отчетности о его исполнении.

        3.1.5.Направлять заявки в Народную дружину на необходимое количество народных дружинников, привлекаемых к участию в охране общественного порядка, не позднее трех календарных дней до дня проведения мероприятия, за исключением случаев участия Народной дружины во внеплановых мероприятиях.

        3.1.6. Назначать должностных лиц, ответственных за взаимодействие с Народной дружиной. Осуществлять при необходимости непосредственное руководство работой народных дружинников на объектах и маршрутах патрулирования.

3.1.7. Осуществлять в соответствии с требованиями нормативных правовых   актов Министерства внутренних дел Российской Федерации подготовку народных дружинников по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи.

3.1.8.Анализировать работу народных дружинников, доводить информацию по итогам анализа до Народной дружины и Администрации.

 

4. Обязательства Администрации

 

   4.1.Администрация обязуется:

 4.1.2.Организовать деятельность  штаба по координации деятельности Народных дружин на территории муниципального образования «Город Астрахань», его постоянное взаимодействие с Народной дружиной и УМВД.

4.1.3.Согласовывать кандидатуру командира Народной дружины.

  1. Согласовывать Планы работы Народной дружины, место и время мероприятий по охране общественного порядка, количество привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников не позднее пяти рабочих дней после поступления документов на согласование.

4.1.5.Проводить анализ результатов работы Народной дружины на основании представленной Народной дружиной отчетности.

 

5. Прочие условия

 

5.1. Настоящее Соглашение заключено на срок до 01 июля 2016 года и вступает в силу после подписания его последней из Сторон. Если за один месяц до истечения срока действия настоящего Соглашения ни одна из Сторон не потребует его прекращения, настоящее Соглашение считается продленным на прежних условиях на один год.

  1. Расторжение настоящего Соглашения может быть произведено по инициативе Народной дружины с обязательным уведомлением Администрации и УМВД не менее чем за 30 дней до его расторжения.
  2. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто в одностороннем порядке Администрацией и/или УМВД с уведомлением Народной дружины не позднее, чем за пять рабочих дней в случаях нарушения Народной дружиной требований действующего законодательства об участии граждан в охране общественного порядка, установления фактов нарушения народными дружинниками в связи с исполнением своих обязанностей прав граждан, совершения преступлений и административных правонарушений.
  3. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Соглашению в соответствии с действующим законодательством.
  4. Настоящее Соглашение составлено в 4-х экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон, а четвертый экземпляр передается для хранения в сектор делопроизводства управления контроля и документооборота администрации муниципального образования «Город Астрахань».

 

 

 

  1.  Реквизиты и подписи Сторон

 

 

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Астрахань

 

 

 

41400, г. Астрахань

ул. Сов. Милиции д. 16/3

 

 

Начальник

 

 

_______________ А.А. Веселовский

                м.п.

Общественная организация

 «Народная дружина города Астрахани»

 

 

 

 

414000, г. Астрахань, пер. Щепной д. 9

 

 

Командир

 

 

__________________ В.В. Хабибулин

                м.п.

 

Администрация муниципального

образования «Город Астрахань»

 

 

 

41400, г. Астрахань

ул. Чернышевского д. 6

 

 

Глава

 

_______________О.А. Полумордвинов

                м.п.